Как мы перед карантином попали под фильтр и отыграли позиции через заботу о пользователе
Кейс по SEO
apteka24.ua – сервис доставки сертифицированных лекарственных средств напрямую от производителя к покупателю по всей Украине.
В каталоге более 20 тысяч медпрепаратов.
Приоритет:
Задача:
рост органического трафика
улучшение пользовательского опыта
За кадром.
Историческая вводная
Первая половина января 2020. На проекте apteka24.ua полностью обновляется инхаус-команда, а сам он находится далеко не в лучшем состоянии: как с точки зрения бизнеса, так и с технической стороны. Развитием проекта начинают заниматься Юрий Гончаров, CEO и Александр Кириллов, CMO. Они выделяют органический поиск как основной канал привлечения трафика и начинают искать внешнего эксперта, чтобы отладить процессы и качественно подобрать подрядчика.
Тематика онлайн-аптек остаётся сложным направлением для продвижения даже в 2021 году. После выхода законопроекта №3615-1, нормирующего электронную розничную торговлю лекарственными средствами, команда Promodo дополнительно обратились в Google, чтобы узнать, будут ли вслед за ним приняты поправки в политике Google Ads. Ответ был отрицательным: вне зависимости от новых законов и указов президента, прямая реклама лекарственных средств остаётся под запретом.

В таких условиях у бизнеса нет иного выхода, как усиливать своё присутствие в органической выдаче и конкурировать даже за низкочастотные запросы. В свою очередь, Google тщательно мониторит YMYL-сайты и систематически понижает позиции ресурсов, которые не отвечают требованиям E-A-T (Expertise-Authoritativeness-Trustworthiness).
Фальстарт
Март 2020. Мы презентуем своё коммерческие предложение, «жмём руки» и не успеваем даже стартовать. Через три дня сайт apteka24.ua попадает под действие May`20 Google Core Update и теряет около 60% сеансов посещаемости из канала Organic, а значит – и львиную долю дохода.

Мы повторно созваниваемся с командой проекта и честно говорим, что в такой ситуации наш прогноз – недосягаемые показатели. Пока не выведем сайт из-под влияния апдейтов – базы для прогнозирования новых результатов недостаточно. Команда проекта полностью осознает масштаб работ, и общими усилиями мы начинаем спасать ситуацию.
Начало работы
Общее видение
Реализация
Локдаун, вызванный пандемией COVID-19, и кратно возросший спрос на заказ лекарств онлайн заставляет нас действовать максимально оперативно. Проводим аудит сайта за 100 часов. 15 апреля отдаём его команде проекта, 16 числа – приступаем к работе. Разбиваем работы на короткие спринты по неделе. В конце каждого периода отдаём список задач в разработку и синхронизируемся с командой проекта.
Понимаем, что нужно изменить порядка 90% всей инфраструктуры сайта. У нас много технических ошибок и худшая скорость загрузки в сравнении с основными конкурентами. Сайт реализован на платформе «1С-Битрикс». Если будем вносить изменения – ещё больше потеряем в скорости, попробуем увеличить скорость – не сможем реализовать ни одну задачу. Принимаем решение переезжать на другую платформу.
Глобально стремимся успеть внедрить все обновления до следующего апдейта (4 мая 2020 года состоялось второе базовое обновление алгоритмов Google), поэтому разбиваем работу над проектом по ключевым векторам:

  • создание YMYL-страниц (в нашем случае это страницы, подтверждающие экспертность команды проекта в фармацевтической тематике);
  • создание структуры новых страниц;
  • доработка существующих страниц и карточек товаров.
Оставить заявку
Что мы сделали. Точечные примеры
Проводим перекрёстный анализ сайтов-конкурентов и нашего ресурса. Пытаемся понять, кто из конкурентов вырос после апдейта и за счет чего. Явных закономерностей не находим, но выделяем основные факторы.
1
Ссылочный профиль
ТОП-конкуренты, которые выросли после апдейта, имели широкий и сильный ссылочный профиль. На их ресурс вели ссылки с трастовых сайтов (ведущие СМИ, сайты медицинской тематики, сайты-партнеры). У нас был очень слабый ссылочный профиль → начали наращивать качественную ссылочную массу.
2
YMYL-факторы
Наладили процесс проверки инструкций и остальной информации о препарате на странице фармацевтами и врачами. Отобразили этот момент в карточках товара. Добавили на сайт страницы, свидетельствующие о прозрачности компании в глазах потенциального клиента: страницы с лицензиями и сертификатами качества. Параллельно юристы занимались разработкой Редакционной политики портала и Публичного договора.
3
Контент
Сравнили контентную составляющую нашего ресурса с сайтами, которые выросли после апдейта. Провели анализ на предмет соответствия требованиям Google → наполняем сайт качественными материалами. Дополняем уже готовые страницы необходимым SEO-контентом: где-то не были использованы нужные заголовки и ключевые слова, где-то не хватало Table of contents, табличного представления данных или правильной организации списков, абзацев etc.
Полностью перерабатываем главную страницу. Выводим на неё отзывы, публикации о нас в СМИ, размещаем информацию о наградах и добавляем ссылки на важные страницы: Редакционную политику, Маркетинговую политику, Политику публикаций комментариев и отзывов, Гарантии качества.
До
После
Увы, к апдейту в мае не успеваем внедрить всё, что планировали, но выполняем задачу минимум – и не падаем в трафике ещё раз. В динамике нескольких месяцев видим, что сайт незначительно, но начинает расти.
Середина пути.
Ожидание второго апдейта
В августе мы ожидаем второй апдейт. В целом мы полностью к нему готовы: почти на 100% реализованы YMYL-рекомендации, создано несколько сотен новых ключевых посадочных страниц, сильно реорганизованы уже существующие. Внедрили несколько новых сущностей → в результате создали новые разделы.
Что ещё
1
Настроили ЧПУ для страниц пагинаций (до этого они были реализованы с параметрами в URL).
2
Устранили ошибки 404 во внутренней перелинковке. Проработали все страницы, отдающие ошибки 404 и редиректы 301.
3
Устранили дубли метатегов. Актуализировали мета (H1, Title, Description для основных страниц по шаблону). Приоритетные страницы проработали вручную.
4
Сгенерировали актуальную XML-карту сайта (до этого Google Search Console видели большое количество ошибок).
5
Внедрили правильную микроразметку согласно OpenGraph и Schema.org в формате JSON-LD для: Product, Organization, Website.
6
Реализовали генерацию хлебных крошек на всех страницах сайта, кроме главной и микроразметку для хлебных крошек.
7
Устранили дубли URL, которые генерировались самой CMS.
8
Максимально улучшили скорость работы сайта.
9
Внедряем новые страницы: отзывы, аналоги, поиска лекарств по действующему веществу.
Помимо масштабной технической работы успеваем добротно поработать с контентом, фотографиями товаров и ссылками. Понимаем, что после апдейта сайт выйдет на взрывной рост.
Но.................
Проблема №1: в мире пандемия COVID-19 и повсеместный карантин – апдейта в августе не случается. По сведениям из официальных источников Google, его можно не ожидать в ближайшие полгода.

Проблема №2: ничто из того, что мы сделали не даёт ощутимого в объеме результата.
Чтобы наращивать трафик хотя бы в минимальных количествах, решаем сфокусироваться на чистых performance SEO-задачах: сосредотачиваемся на приоритетных страницах (карточки товаров и категории), работаем с их ключевыми словами и контентом.
Стратегия даёт свои результаты. От спринта к спринту мы видим прирост на 3-15%.
Апдейт 4 декабря
2020 года
В начале декабря происходит долгожданный апдейт, который даёт нам мгновенный рост на 80% к предыдущему периоду. Видимость сайта в поиске увеличивается больше чем в два раза.
Замечаем более сильные отклики по позициям и трафику на тех страницах, где проводили эксперименты со ссылками и(или) контентом в предыдущих периодах.
Спустя две недели ситуация в поиске стабилизируется, трафик выравнивается. Рост сохраняется на позиции +65-70% к прошлому периоду. В декабре из органического канала мы получаем 1 000 000 сеансов.
Что делаем дальше?
Согласовываем общее видение и идём к новым результатам. Задача на первое полугодие 2021 – удвоить полученные результаты в трафике.

CEO
CMO
Привлеченный SEO-консультант
Юрий Гончаров
Александр Кириллов
Евгений Куценко
Команда Apteka 24
Команда Promodo
SEO Team Lead
SEO Specialist
Customer Success Manager
Максим Мисиченко
Алина Корф
Ольга Пасько
Если вы хотите работать с нами,
то давайте начнем с обсуждения задачи.
contact@promodo.com
Киев, Украина
+38044 333-69-73
пн–пт. 10:00–19:00
04070, г. Киев,
ул. Игоревская, 1/8,
офис 16
Харьков, Украина
+380 57 752-54-62
пн–пт. 1000–1900
61072, г. Харьков,
ул. Отакара Яроша, 18
Львов, Украина
пн–пт. 10:00-19:00
79041, г. Львов,
ул. Героев УПА 73,
корпус 10
Лас Вегас, США
Линкольн, Англия
Алматы, Казахстан